Почему люди не ведут или перестают вести учет финансов?
1. Не считают нужным. Не видят очевидной пользы или не хотят тратить на это свое время. «Я и так знаю, сколько денег я трачу, поэтому запись расходов не принесет мне ничего нового» - так говорят эти люди (и именно так говорила я сама до недавнего времени). Возможно, они правы – если никогда не покупают маленьких недорогих безделушек, не спускают половину заработанных денег на мелочи и у них всегда остаются деньги на самые важные потребности и накопления.
Но абсолютное большинство людей, которое нашло в себе силы вести бюджет хотя бы 2-3 месяца (а это минимальный срок для выявления прорех в кошельке, через которые утекают деньги), отмечают, что 10-50 процентов от зарплаты (или от других доходов) уходят в неизвестность. Как известно, начинающему «бюджетнику» с первой попытки не удается свести расходы с доходами с точностью хотя бы до рубля (до доллара, до гривны, до евро – не суть важно). Все равно между суммой доходов и расходов возникает какая-то виртуальная разница (у кого-то больше, у кого-то меньше), практически невозможно записать абсолютно все расходы в течение месяца и ничего не забыть, ничего не утаить (иногда не утаить – особенно сложно), особенно, если бюджет общий или семейный.
К тому же, увидев, сколько денег уходит на мелочи, люди начинают задумываться, а так ли они, мелочи, необходимы?
2. Надоело! Скучно, мелочно и тошно! Через 2-3 недели перестают регулярно записывать траты и к концу месяца уже сложно свести концы с концами. Таким людям можно только посоветовать не детализировать свои записи, оставив только основные графы: питание, квартплата, транспорт, связь, одежда, дети, подарки и др.
А в MoneyTracker можно ввести запоминание цен товаров. Или заполнять только отдельные графы, не вдаваясь в излишние подробности. Или внеся эти подробности (сжав волю в кулак!), при повторном просмотре оперировать более крупными категориями: мясное, молочное, колбасы, сладости и т.д. А уже потом подсчитать сумму расходов на мелкие статьи.
3. «Я вел запись расходов и доходов на протяжении нескольких недель – и не узнал ничего нового и не добился никаких результатов». Результат от записей появляется не через 2-3 недели – а только через несколько месяцев, когда уже можно проанализировать основные ручейки и широкие полноводные реки «утекания» денег. Проанализировать и скорректировать. Некоторые речки, уходящие (и уносящие с собой денежные купюры) можно совсем перекрыть, на другие - поставить шлюзы.
Например, когда появляется желание купить «что-нибудь», направьте его в другое русло: купите подарки для родных и близких на праздники и дни рождения. И деньги потратите не зря (а ведь иначе все равно потратите, не так ли?), и от суматошных предпраздничных покупок убережетесь, когда продавцы выставляют на прилавок залежалый товар, потому что усталые и замотанные люди все равно все сметут.
4. Неудобный метод расчетов. Это тот случай, когда человек вроде бы и не против вести запись доходов-расходов, но вот корпение над тетрадными листочками ему претит. Или программа для ведения бюджета подобрана не очень хорошая или не подходящая именно ему. Я пользуюсь MoneyTracker – она простая удобная и сразу понятная. А мне как человеку занятому и ленивому, только это и нужно.
Самые удобные (лично для меня) функции, которые не всегда присутствуют в других программах для ведения домашней бухгалтерии, но есть в MoneyTracker:
- удобный и логически понятный интерфейс
- защита с паролем
- несколько видов валют и обновление курсов
- разноуровневая система счетов (кошелек, кредитка, депозиты, и многое другое)
- иерархическая структура статей доходов и расходов (можно детализировать как угодно - подробно, а можно выводить на экран только основные статьи)
- учет скидок
- учет обменов валют и комиссий
- автоматическое запоминание цен на товары в разных магазинах
- календарь и напоминания
- печать списка покупок
- настройки, которые можно менять вручную.
Все очень просто, доступно – и ничего лишнего.
5. Неприятные результаты анализа бюджета. Оказывается, что женщина, регулярно жалующаяся на то, что «нечего носить» половину зарплаты выкидывает на одежду. А носить-то все равно нечего! Или при подведении итогов, человек, утверждавший, что курит всего несколько сигарет в день, видит, что в день выкуривает не меньше пачки. Или оказываются, что ваши доходы имеют не совсем такую структуру, как вы рассказываете всем окружающим (и во что уже сами поверили):). Или все равно не удается выявить «черные дыры» в кошельке, через которые улетучиваются деньги.
Если результаты записей свидетельствуют, что часть денег (иногда большая часть) все равно уходит неизвестно куда, как бы их не записывали – просто фантастика какая-то, поневоле начинаешь верить в существование черных дыр пространства и времени, затягивающие в себя ваши финансы. Для таких случаев и предусмотрена подробная таблица расходов.
6. Первые результаты и достижения расхолаживают. Оказывается, что увидеть, что 30 процентов от зарплаты вы расходуете на мелочи – это тяжело. А заставить себя не растрынькивать деньги на эти самые мелочи – еще тяжелее. Сразу может и не получиться. А программа ведения бюджета не позволит вам забыть о факте вопиющего разбазаривания денежных средств. Вот человек и начинает подсознательно сопротивляться (в начале): да зачем это надо, я и так все помню... А в конце: и куда делась моя зарплата?
7. Лень. Облом. Пофигизм. Равнодушие к своему финансовому положению и благосостоянию. Разумному объяснению не поддается. Без комментариев.
Вывод. Помните этот стишок:
Как хорошо уметь читать! Не надо звать, не надо ждать, Не надо умолять сестрицу: Ну прочитай еще страницу. Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать!
Дословно уже не помню – но смысл тот же. Вместо того, чтобы жаловаться на нехватку денег и инфляцию, съедающую все сбережения (а был ли мальчик, простите, сбережения?), на черные дыры и аномалии пространства, засасывающие в себя ваши деньги, на виртуальную разницу между «тем, что должно быть в кошельке» и «тем, что осталось в кошельке» - нужно просто вести бюджет. В тетрадке с «клеточными» листиками или с помощью супер-современной программы – это уже детали. Лично я стараюсь не заморачиваться и использую простые и удобные в использовании и подведении итогов программы. Главное – это честность в ведении записей (всегда есть расходы, в которых не хочется признаваться, не так ли?) и постоянство. А остальное приложится.
Порядок в своем бюджете я, наконец-то навела – чего и вам желаю.
Вернуться в раздел Статьи о домашней бухгалтерии