Дмитрий писал(а):Я в предложенной версии вижу две проблемы:
1. Скачки цен при покупках в разных магазинах.
2. Отсутствие алгоритма, который вывел бы внятное среднее изменение цены. Мы тоже над ним бились, но ничего нормального придумать не смогли.
Поэтому мы не можем добавить ваши предложения в текущий отчет по динамике цен. Скорее всего это в каком-то виде будет реализовано в отчете по продуктовой корзине.
Понял. По второму пункту Вы все-таки хотите выводить среднее изменение с учетом значимости каждой из статей.
---
Предлагаю такой вариант:
Предположим, товар А имеет цену 100 руб, потом цена становится 120 руб. Изменение цены 20%.
Товар Б имеет цену 10 руб, потом цена становится 14 руб. Изменение цены 40%.
Если товар А купить 2 раза (в начале периода и в конце) - потратим на товар 200 руб.
Если товар Б купить 20 раз - потратим на товар 200 руб.
В данном случае, значимость товара А равна значимости товара Б, т.к. на их покупку тратим равное количество денег. И тогда среднее изменение цены для нас 30% (т.к. стали тратить в совокупности за оба товара на 30% больше).
Теперь, такой момент:
Если товар Б купить 19 раз по цене 10 руб и 1 раз по цене 14 руб. Как изменилась цена? Правильно: на 40%.
А если товар Б 1 раз купить по цене 10 руб и 19 раз по цене 14 руб. Как изменилась цена? Правильно: тоже на 40%.
Поэтому, сколько раз по какой цене товар покупался для нас не является столь важным. Важно - на сколько изменилась цена. От этого и будем отталкиваться.
---
Теперь, как это можно реализовать. Чтобы показать это в экселе, добавим столбики в которых учтем важность (в отчете эти столбики не нужны, столбики здесь для того, чтобы пояснить алгоритм). Цена * Количество => это не стоимость, это промежуточные расчеты, помогающие определить вес статьи в группе - важность статьи.
Рис. 1
Итак, на рис.1 средний процент рассчитывается исходя из изменений итоговых значений оранжевых столбиков: т.е. начальный итог 7292,07 (сумма столбика), конечный итог 7880,20 -> изменение 8%.
Как видно на рисунке, больше других значимость имеют две статьи: Масло А и Масло Б каждый из которых подорожал на 10% и 2% соответственно. Именно они по большей части и определили среднее изменение по группе. А самая максимальная значимость у статьи Масло Б, цена на данный продукт за период поменялась всего на 2%.
Давайте, попробуем, уменьшить значимость этих продуктов в группе и посмотрим, как изменится среднее (итоговое) изменение по группе (рис.2)
Рис. 2
Как видно на рис. 2, после того как значимость продуктов, которые подорожали меньше остальных, уменьшилась - другие продукты смогли больше повлиять на итоговое значение изменения цен в группе. Уже стало 11%.
Попробуем (рис. 3) увеличить вес продукта который больше всего подорожал (Картофель А подорожал на 40%). Увеличим количество купленного продукта "Картофель А"
Рис. 3
Теперь изменение по группе стало 18%.
И напоследок, увеличим еще примерно в 10 раз покупку Картофель А (рис. 4)
Рис. 4
Как видим, при таком количестве потребления картофеля, цена на который изменилась на 40%, он достаточно сильно повлиял и на итоговое изменение цены в группе - на 33%.
---
При таком подходе мы можем учитывать не только простое изменение цен на товары, но так-же и выводить итог с учетом важности каждого товара в группе. Т.е. можем видеть среднее изменение цены для нас в совокупности всех товаров группы.