Эссе о MoneyTracker
Начну рассказ издалека - кто мы да как докатились до жизни такой...то есть до программы :).
Я и мой молодой человек студенты из Питера, учимся на математиков-программистов. Мы всегда жили с родителями, а потому финансовой стороны быта особо не касались. Но вот, Рома получил наконец-то работу по специальности, и мы решились начать жить вместе. Шаг отчаянный, но наши чувства крепки, несмотря на то, что вместе мы уже давно :).
Однако ж, было страшно (да и, признаться честно, за первый месяц паника не очень улеглась..) – впервые жить отдельно от родителей, впервые – со своей второй половинкой, впервые самим вести хозяйство и финансово и в быту, впервые самим себя обеспечивать, впервые учиться и работать одновременно! Проблема еще заключалась в том, что денег у нас мало, времени мало, понимания, сколько нам нужно для нормальной жизни нет, и как правильно распоряжаться финансами – тоже... Но ведь когда-то надо начинать! И мы, крепко взявшись за руки, ринулись в этот тяжелый бой!
Еще при самых первых разговорах о совместной жизни, мы приняли безоговорочное правило – все-все расходы первые месяцы записывать! Даже самые незначительные на первый взгляд, вроде редко используемой маршрутки до дома за 18р. Я приготовила красивую тетрадку, потребовала от моего суженого честное пионерское отдавать мне все чеки и информацию о прочих расходах, и жизнь началась! Но быстро стало понятно, что тетрадка хороша в первые две недели, а вот в конце месяца будет сущий ужас, при попытке понять, что к чему. Впрочем, ужас наступил еще раньше, когда я заметила, что денег стало значительно меньше, чем должно было бы быть по моим расчетам. Вот тогда я засела за разбор наших трат, и привлекла главного нашего кормильца, друга и собеседника – компьютер!
Призадумалась я – какую методу выбрать, что использовать? Когда-то я сталкивалась со схожей задачей учета – учета большой родительской библиотеки. На тот момент хорошего ПО я не нашла, и было решено использовать Excel, к которому я сама написала надстройку в VBA. Но то дело книги, когда же речь идет о финансах, то возникают структуры хитрые – нужна база данных с перекрестными, хорошо отлаженными таблицами. Если ваять опять самой – то это весьма муторный и кропотливый процесс. Однако же, времени на такое нет, когда надо и на учебе поспеть, и на работе, и дома хозяйство новоприобретенное не забросить. Да и зачем придумывать велосипед, если их уже напридумывали, да еще и много разных моделей! Поискала в бескрайних просторах интернета – нашла с десяток разных программ, сулящих мне простое и эффективное управление своими финансами. Загрузила я все, благо, везде можно попробовать, и стала исследовать.
Будучи самой программистом, я знаю, что по-настоящему качественный софт – большая редкость! Очень часто начинаешь использовать продукт, а все неудобно, не продумано. Так и тут оказалось – большинство программ, пусть даже очень красочные, не обладали нужным функционалом. Лишь одна программа, MoneyTracker, блестяще справилась с моим тестом! На мой взгляд, главный плюс – в грамотной связи всех таблиц: пользователи, счета, список статей расходов-доходов, и возможности ведения бюджета. К тому же, в других программах пользователю приходилось вводить каждый раз вручную один и тот же продукт (например, сметана П. = 30р). Как программиста, человека, чья задача в том, чтобы автоматизировать процессы, ввод вручную столь тривиальных вещей меня просто возмутил! Но в MoneyTracker с этой задачей справились блестяще – можно не только указать цену, но еще и разные цены данного продукта в разных магазинах! Это решило все – это именно та программа, которая нам нужна :)

Вообще, у меня создалось впечатление, что данную программу писали люди «для себя», акцентируясь на качество программы, а не на то, чтобы поскорее ее доделать. Здесь тщательно продуманы все детали – и логика программы, и все мелочи. Оттого то, наверное, MoneyTracker не имеет по функционалу реальных конкурентов даже среди более дорогостоящих программ. За что, пользуясь случаем, хочу высказать большое человеческое спасибо создателям :)
Еще из уникальных и полезных функций – возможность совместного использования одной и той же базы! То есть я могу у себя что-то добавлять, изменять, а мой благоверный – вносить свою лепту со своего рабочего места! Возможно, по началу это кажется не очень значимой функцией для небольшой семьи, но на мой взгляд, это довольно удобное дополнение, у которого может быть интересное будущее (например, синхронизация по интернету, а это сразу делает программу актуальной для тех, чья жизнь всегда онлайн). К сожалению, еще не успели тщательно изучить эту возможность MoneyTracker, но надеемся, еще будет такая возможность :)
Ура, программа выбрана. Теперь передо мной стал другой, очень важный вопрос. Я знаю, что очень сложно постоянно что-то делать, особенно мне, особенно в суматохе. Например, когда-то я заводила некий дневник, где писала дела, их исполнение, в общем, пыталась организовать себя. Но писала в него крайне редко, так сказать, при порывах творческого настроения, или когда искался предлог не делать какое-то нужное, но очень противное дело. Тут ситуация другая – вся ответственность теперь лежит на нас, и если не рассчитать все правильно, то банально можно оказаться без еды, а не просто с двойкой за невыученный урок или наказом от родителей за беспорядок в комнате. А значит, процесс ведения домашней бухгалтерии должен быть максимально автоматизирован и прост.
Я понимала, что вначале будет сложно – создать свою базу товаров, продумать систему счетов, мест, как составлять бюджет. Однако, если справлюсь, то потом будет легко. И правда! Процентов 90% от всех статей расходов – расходы одни и те же: продукты, бытовая химия, транспорт, аренда, квартплата. Когда все эти статьи уже есть в справочнике, с указанием того, где что сколько стоит, то запись расхода превращается в минутное дело! Выбираешь магазин, а дальше при вводе первых 1-3 букв товара, система сама подсказывает, что ты купил и сколько за это заплатил. Красота!

Целый месяц я заставляла себя вводить все данные, заводить новые статьи, тщательно записывать все чеки, и вот, настал момент, когда наш индивидуальный справочник частых расходов и доходов составлен, а вместе с ним я получила ясную финансовую картину за прошедший месяц!

Исследовав его, мы нашли и радостные моменты: например, что на продукты уходит не так много денег, как мы опасались; так и печальные – на разовые вещи ушло бешеное количество денег, на транспорт ушло раза в два больше, чем мы планировали, но самое главное, пока что наши доходы существенно меньше наших расходов, и приходилось брать деньги из резерва и еще чем-то помогали родители в первый месяц. Впрочем, это не мудрено – в начале самостоятельной жизни очень многое, несмотря на то, что немало вещей одолжили родители, нам все же пришлось купить самим – микроволновку, кастрюли, досочки, губочки-щеточки и прочую домашнюю утварь. А ведь еще больше нужно докупить в ближайшем будущем: и чайник, и посуду, и постельное белье, и еще тысячу и одну вещь! Чтобы суметь это сделать, без грамотного планирования не обойтись!

Кто-то из знакомых-ровесников посмеивается надо мной – вроде как чрезмерное это педантство в 20 то лет так скрупулезно вести учет финансовых дел всего на двоих человек! А я им не поддаюсь, все свое думаю – это как же жить суметь хорошо, если без контроля два человека непривычные будут деньги по своему разумению расходовать – засосет наше семейное благополучие в пучину трат как в черную дыру! Увы, пока что большинство моих сверстников либо сидят на плечах у родителей, либо еще слишком легкомысленно относятся к жизни, чтобы понять преимущества бережного отношения, да и далеко не только сверстники. А на вопрос, почему не могут позволить себе желаемое, с вызовом отвечают, что это для "буржуев". Однако ж, даже при своем минимальном опыте и минимальном доходе, я искренне верю, что правильное расходование ресурсов, и денежных, и временных, окупится с лихвой, и можно будет себе позволить то, что действительно хочется.
Напоследок, хотелось бы пожелать разработчикам успешного и плодотворного развития этого продукта. Особенно приятно, что такое качественное ПО сделано нашими российскими коллегами, а не под иностранным брендом.
Дарья и Роберт, г. Санкт-Петербург.
Вернуться в раздел Статьи о домашней бухгалтерии