Еще отчет по динамике цен
Модератор: Анастасия
Еще отчет по динамике цен
Было бы классно, если бы в программе появился еще отчет по динамике цен. Данный отчет позволит отслеживать изменение цены за период сразу по всем выбранным группам товаров. Например, можно посмотреть на сколько процентов изменилась цена на продукты, или только на хлеб (если выбрать соответствующую группу), или на все товары сразу.
Т.е. отчет примерно такого вида
Вот, примерно такой отчет еще хочется
Т.е. отчет примерно такого вида
Вот, примерно такой отчет еще хочется
Re: Еще отчет по динамике цен
В программе выводится приблизительно то же, но только по одной статье с разбивкой по местам покупок. Вывод каких-то средних по всем местам покупок обычно не имеет какого-либо смысла, потому что цены могут в разных магазинах отличаться до нескольких раз. Среднее изменение по всей группе "Продукты" посчитать нереально, потому что постоянно меняется количественное потребление. Его можно посчитать, если вводить понятие продуктовой корзины с зафиксированным количеством, но это уже совсем другой отчет.
Re: Еще отчет по динамике цен
Количество необходимо в том случае, если хотим увидеть на сколько процентов больше тратим приобретая количество товара по новой цене относительно покупок того-же количества товара по предыдущей цене. И здесь действительно головоломка - как именно учитывать количество, чтобы можно было понять, на сколько процентов больше стали тратить. Ведь по старой цене приобретали одно количество, а по новой цене - другое количество, поэтому такой отчет даже не предлагается.Дмитрий писал(а):Среднее изменение по всей группе "Продукты" посчитать нереально, потому что постоянно меняется количественное потребление. Его можно посчитать, если вводить понятие продуктовой корзины с зафиксированным количеством, но это уже совсем другой отчет.
В данном случае предлагается отчет, который просто будет показывать подорожание (или удешевление) товара по каждой единице и в среднем по группе.
А то, что в разных магазинах разнятся цены - согласен. Но, только если товар всегда приобретается хаотично, в этом случае информация не будет иметь практической ценности и можно будет указать конкретный магазин.
Но, если в начале периода товар покупался по большей части в одном магазине, потом стал приобретаться в другом, то в таком случае общая информация (без разбивки по магазинам) будет иметь ценность - будем видеть на сколько для нас изменились цены, в том числе с учетом смены приоритетных магазинов.
Re: Еще отчет по динамике цен
Все понятно, кроме единственного момента: как получается 12% по всей группе "Продукты".
Re: Еще отчет по динамике цен
На картинке показана просто идея, поэтому в экселе просто взято среднее по столбику
При таком выделении эксель не учитывает пустые клетки (Колбаса А), т.е. при вычислении среднего эта клетка участие не принимала.
----
На картинке в пояснении набросал:
В итого - среднее значение по столбику процентов (на картинке с учетом нулевых изменений)
Если среднее брать не включая нулевые, тогда среднее получится 17%.
Какие именно средние брать - учитывать или нет нулевые - здесь нужно обсуждать.
Подумав, полагаю, нулевые нужно учитывать если продукт покупался хотя бы один раз в периоде (Сметана В).
А если продукт в периоде не покупался, тогда его вообще не включать в отчет (Колбаса А) - потому, как этот товар покупали очень давно и может вообще забыли о нем и больше покупать не будем (кроме того, товар может и с производства уже снят).
---
P.S. Кстати, в таком случае, если из группы исключаем товар который не покупали в периоде (Колбаса А), а все остальные (на картинке) покупали хотя бы один раз, у нас и получится 12% (картинку даже менять не надо - эксель Колбасу А исключил ).
При таком выделении эксель не учитывает пустые клетки (Колбаса А), т.е. при вычислении среднего эта клетка участие не принимала.
----
На картинке в пояснении набросал:
В итого - среднее значение по столбику процентов (на картинке с учетом нулевых изменений)
Если среднее брать не включая нулевые, тогда среднее получится 17%.
Какие именно средние брать - учитывать или нет нулевые - здесь нужно обсуждать.
Подумав, полагаю, нулевые нужно учитывать если продукт покупался хотя бы один раз в периоде (Сметана В).
А если продукт в периоде не покупался, тогда его вообще не включать в отчет (Колбаса А) - потому, как этот товар покупали очень давно и может вообще забыли о нем и больше покупать не будем (кроме того, товар может и с производства уже снят).
---
P.S. Кстати, в таком случае, если из группы исключаем товар который не покупали в периоде (Колбаса А), а все остальные (на картинке) покупали хотя бы один раз, у нас и получится 12% (картинку даже менять не надо - эксель Колбасу А исключил ).
Re: Еще отчет по динамике цен
Я в предложенной версии вижу две проблемы:
1. Скачки цен при покупках в разных магазинах.
2. Отсутствие алгоритма, который вывел бы внятное среднее изменение цены. Мы тоже над ним бились, но ничего нормального придумать не смогли.
Поэтому мы не можем добавить ваши предложения в текущий отчет по динамике цен. Скорее всего это в каком-то виде будет реализовано в отчете по продуктовой корзине.
1. Скачки цен при покупках в разных магазинах.
2. Отсутствие алгоритма, который вывел бы внятное среднее изменение цены. Мы тоже над ним бились, но ничего нормального придумать не смогли.
Поэтому мы не можем добавить ваши предложения в текущий отчет по динамике цен. Скорее всего это в каком-то виде будет реализовано в отчете по продуктовой корзине.
Re: Еще отчет по динамике цен
Понял. По второму пункту Вы все-таки хотите выводить среднее изменение с учетом значимости каждой из статей.Дмитрий писал(а):Я в предложенной версии вижу две проблемы:
1. Скачки цен при покупках в разных магазинах.
2. Отсутствие алгоритма, который вывел бы внятное среднее изменение цены. Мы тоже над ним бились, но ничего нормального придумать не смогли.
Поэтому мы не можем добавить ваши предложения в текущий отчет по динамике цен. Скорее всего это в каком-то виде будет реализовано в отчете по продуктовой корзине.
---
Предлагаю такой вариант:
Предположим, товар А имеет цену 100 руб, потом цена становится 120 руб. Изменение цены 20%.
Товар Б имеет цену 10 руб, потом цена становится 14 руб. Изменение цены 40%.
Если товар А купить 2 раза (в начале периода и в конце) - потратим на товар 200 руб.
Если товар Б купить 20 раз - потратим на товар 200 руб.
В данном случае, значимость товара А равна значимости товара Б, т.к. на их покупку тратим равное количество денег. И тогда среднее изменение цены для нас 30% (т.к. стали тратить в совокупности за оба товара на 30% больше).
Теперь, такой момент:
Если товар Б купить 19 раз по цене 10 руб и 1 раз по цене 14 руб. Как изменилась цена? Правильно: на 40%.
А если товар Б 1 раз купить по цене 10 руб и 19 раз по цене 14 руб. Как изменилась цена? Правильно: тоже на 40%.
Поэтому, сколько раз по какой цене товар покупался для нас не является столь важным. Важно - на сколько изменилась цена. От этого и будем отталкиваться.
---
Теперь, как это можно реализовать. Чтобы показать это в экселе, добавим столбики в которых учтем важность (в отчете эти столбики не нужны, столбики здесь для того, чтобы пояснить алгоритм). Цена * Количество => это не стоимость, это промежуточные расчеты, помогающие определить вес статьи в группе - важность статьи.
Рис. 1
Итак, на рис.1 средний процент рассчитывается исходя из изменений итоговых значений оранжевых столбиков: т.е. начальный итог 7292,07 (сумма столбика), конечный итог 7880,20 -> изменение 8%.
Как видно на рисунке, больше других значимость имеют две статьи: Масло А и Масло Б каждый из которых подорожал на 10% и 2% соответственно. Именно они по большей части и определили среднее изменение по группе. А самая максимальная значимость у статьи Масло Б, цена на данный продукт за период поменялась всего на 2%.
Давайте, попробуем, уменьшить значимость этих продуктов в группе и посмотрим, как изменится среднее (итоговое) изменение по группе (рис.2)
Рис. 2
Как видно на рис. 2, после того как значимость продуктов, которые подорожали меньше остальных, уменьшилась - другие продукты смогли больше повлиять на итоговое значение изменения цен в группе. Уже стало 11%.
Попробуем (рис. 3) увеличить вес продукта который больше всего подорожал (Картофель А подорожал на 40%). Увеличим количество купленного продукта "Картофель А"
Рис. 3
Теперь изменение по группе стало 18%.
И напоследок, увеличим еще примерно в 10 раз покупку Картофель А (рис. 4)
Рис. 4
Как видим, при таком количестве потребления картофеля, цена на который изменилась на 40%, он достаточно сильно повлиял и на итоговое изменение цены в группе - на 33%.
---
При таком подходе мы можем учитывать не только простое изменение цен на товары, но так-же и выводить итог с учетом важности каждого товара в группе. Т.е. можем видеть среднее изменение цены для нас в совокупности всех товаров группы.
Re: Еще отчет по динамике цен
Выше мы рассматривали второй пункт. А теперь, этот второй пункт, мы применяем к первому - покупки в разных магазинах.Дмитрий писал(а): 1. Скачки цен при покупках в разных магазинах.
2. Отсутствие алгоритма, который вывел бы внятное среднее изменение цены. Мы тоже над ним бились, но ничего нормального придумать не смогли.
Точно так же учитываем вес каждого магазина - в каком магазине больше покупаем (больше денег оставляем), тот и более весомый.
Вот примерный набросок
Теперь каждый товар имеет значимость в общей группе, с учетом магазинов.
Re: Еще отчет по динамике цен
Так уже гораздо понятней. Только отчет следует назвать скорее не динамика цен, а изменение цен за период.
Re: Еще отчет по динамике цен
Да, тоже хотел об этом сказать - это действительно не динамика цен, а изменение.
Динамика цен хорошо представлена в отчете, который уже есть в программе.
Теперь, название столбиков "Цена (начало периода)" и Цена "(конец периода)". Возможно, то что в скобочках, тоже не совсем правильно названо. Наверное, будет точнее: "Первая цена в периоде", "Последняя цена в периоде". Здесь нужно придумать.
Поясню почему. Например, берем период в один год.
Товар А могли покупать первые полгода, а потом по каким-то причинам перестать покупать. В таком случае "Цена (конец периода)" будет не совсем правильно - последняя цена была не в конце периода. Это просто последняя цена в периоде.
Товар Б могли первый раз купить полгода назад. В таком случае купили не в начале периода. Это первая цена в периоде (хотя и не в начале).
Ну и столбик "Изменение в % за период" - и так понятно, что это в %. Поэтому, может лучше просто "Изменение за период".
---
Хотя, как столбики обозначить, конечно же решать Вам.
Динамика цен хорошо представлена в отчете, который уже есть в программе.
Теперь, название столбиков "Цена (начало периода)" и Цена "(конец периода)". Возможно, то что в скобочках, тоже не совсем правильно названо. Наверное, будет точнее: "Первая цена в периоде", "Последняя цена в периоде". Здесь нужно придумать.
Поясню почему. Например, берем период в один год.
Товар А могли покупать первые полгода, а потом по каким-то причинам перестать покупать. В таком случае "Цена (конец периода)" будет не совсем правильно - последняя цена была не в конце периода. Это просто последняя цена в периоде.
Товар Б могли первый раз купить полгода назад. В таком случае купили не в начале периода. Это первая цена в периоде (хотя и не в начале).
Ну и столбик "Изменение в % за период" - и так понятно, что это в %. Поэтому, может лучше просто "Изменение за период".
---
Хотя, как столбики обозначить, конечно же решать Вам.